Функциональный пример
С помощью схемы определим функциональный аспект задачи: Производство назначений в экипажи на конкретные рейсы людей, могущих выполнять определенные роли, базирующиеся как на стандартных требованиях к члену экипажа самолета данного типа, так и на дополнительных требованиях, которые определяются особенностями авиамаршрута.
Эта задача может быть "прочитана" и непосредственно по схеме, но для большей ясности мы убрали некоторые усложняющие суть слова и выражения.
Следует заметить, однако, что большинство понятий, используемых в нашей постановке, выбрано из схемы. Задачу легко поставить, если описания связей даются в пассивной форме (а для английского написания, кроме того, используется правило, в соответствии с которым связующие фразы должны содержать глагол to be - must be или may be).
Стандартные экипажи
Члены экипажа могут быть сгруппированы в экипажи, выполняющие полеты постоянно в одном и том же составе. В этом случае указанная задача должна включать в себя попытку назначения в экипаж не стандартным способом, а так как это делается обычно. Введем новое понятие - непереносимая связь, которая на схеме обозначается символом --<>--.
Рисунок 6-9. Составление обычного экипажа

Обратите внимание на то, что схема теперь содержит перечень экипажей, обычно назначаемых на самолеты данного типа (связь типа "многие ко многим" между ЭКИПАЖЕМ и ТИПОМ САМОЛЕТА). Отсюда легко установить состав каждого экипажа и распределение обязанностей (ролей) внутри него.
Непереносимые (нетрансферабельные) связи
Множество связей описано как непереносимые (нетрансферабельные), т.е. такие, которые раз возникнув в виде отношения с одним из экземпляров, уже не могут быть перенесены на другие экземпляры или вхождения данной сущности.
Рассмотрим этот вопрос на примере с атрибутами сущности ДОЛЖНОСТЬ В ОБЫЧНОМ ЭКИПАЖЕ:
Другими словами, если кто-то переходит с одной должности на другую, дата его ухода с должности запоминается и создается новый экземпляр в том же экипаже, но с другой ролью, или в другом экипаже. Это может быть связано с продвижением по службе или со сменой экипажа, но в любом случае модель поддерживает хранение информации о всех бывших членах экипажа. Если у нас большая текучесть кадров, с помощью этой информации можно идентифицировать конкретную ситуацию и конкретное лицо, возглавлявшее экипаж в тот момент.
История назначений в экипаж представляет такой же интерес, поэтому все связи соответствующей сущности относятся к описанному типу.