Общие схемы
Представление модели предприятия можно облегчить с помощью упрощенных схем, иллюстрирующих процесс управления в отличие от детальных схем, которые описывают конкретное действие. Существуют две разновидности таких упрощенных схем: схема предметных областей и обзорная схема.
Схема предметных областей
Нижеприведенная схема не является моделью взаимосвязей между сущностями. Это рисунок, на котором блоки представляют концептуально-близкие группировки сущностей, атрибутов и связей. Эти группировки отражают субъективное отнесение тех или иных понятий к конкретной предметной области.
Рисунок 11-1. Схема предметных областей

Линии, соединяющие блоки на рисунке, отражают некоторую форму связи или взаимодействия (интерфейса), существующего между различными предметными областями. (Они не являются "связями" с точки зрения МВМС, но изображаются аналогично, дабы избежать использования новых символов.) Предметная область для ЗАКАЗА БИЛЕТОВ В АВИАКОМПАНИИ может в действительности включать в себя сущности БИЛЕТ, МЕСТО, КЛАСС МЕСТА, ОФОРМЛЕНИЕ МЕСТ, ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН и любые другие сущности или связи, описывающие предмет.
Руководству нравятся подобные схемы своей простотой и понятностью, ибо в них используются близкие для него термины, часто мелькающие в разговоре.
Аналитикам эти схемы могут предоставить еще одну возможность для проверки качества и полноты модели.
"Располагаем ли мы всей информацией по ПАССАЖИРСКОЙ СЛУЖБЕ?"
Если мы чувствуем неуверенность, мы можем перейти на следующий уровень декомпозиции предметной области и задать вопрос типа:
"Не могли бы вы ввести меня в курс обслуживания пассажиров, дабы я мог убедиться в том, что ничего важного не упустил?"
Обзорная схема
В данном случае рисунок представляет собой упрощенную модель взаимосвязей между сущностями. Он как бы отвечает на вопрос:
"Какие из сущностей по-настоящему важны для нас и чем мы можем пренебречь без ущерба для смысла, заложенного в модели?"
Фактически это означает, что мы должны отбросить некоторые из подтипов, проигнорировать отдельные сущности и связи, убрать все атрибуты (кроме одного-двух) и все уникальные идентификаторы.
Можно прибегнуть к объединению на схеме некоторых сущностей с параллельным существованием (т.е. связанных с одними и теми же сущностями) и соответствующему переименованию вновь созданных сущностей. То же самое можно сделать со связями; имело бы смысл оставить только описания на разветвленных концах.
Упрощая схему, старайтесь в то же время сохранить ее первоначальную форму; это поможет ее легче усвоить.
Удаление подтипов
На рисунках 11-2 и 11-3 показано, как не растеряв связи и не искажая их смысла, можно убрать подтипы из фрагмента модели.
Рисунок 11-2. Модель с подтипами

Рисунок 11-3. Упрощенная модель без подтипов

В примере, приведенном ниже, для таких сущностей, как САМОЛЕТ и РЕЙС, подтипы опущены. Большинство сущностей, имеющих отношение к стандартному экипажу, удалено; из них на этом уровне оставлена только сущность НАЗНАЧЕНИЕ В ЭКИПАЖ. Сущности ОФОРМЛЕНИЕ МЕСТ и ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН объединены в одну, в результате появилась исключающая дуга, пересекающая связи новой сущности с МЕСТОМ и с САМОЛЕТОМ.
Рисунок 11-4. Обзорная схема
