ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Учет персонала на индивидуальном уровне


Задачи в любой проблемной области решаются конкретными ПЕРСОНАМИ и КОЛЛЕКТИВАМИ, обладающими требуемыми для решения задач знаниями, профессиональными навыками и умениями. Особые трудности возникают в тех случаях, когда решаются НОВЫЕ ЗАДАЧИ и особенно в НОВЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ОБЛАСТЯХ. Как правило, эти задачи решаются за счет перераспределения специалистов и формирования из них новых сначала неформальных, а затем и структурно-оформленных коллективов, обладающих некоторой необходимой для решения задач совокупностью профессиональных знаний, но свойственной только конкретной персоне или конкретному коллективу. На начальном этапе это, как правило, очень мобильные и неустойчивые образования. Формирование исследовательских групп и их деятельность зависит от многих факторов, среди которых не последнее место занимают факторы психологической совместимости.

Именные регистры персонала строятся по различным основаниям и на основе различных информационных массивов.

Наиболее полные регистры персонала строятся на основании библиографических патентных и других баз данных.

В зависимости от полноты описания персон в базах данных на их основе могут быть получены регистры персонала (исследовательских коллективов), сопровождаемые значительной дополнительной информации, позволяющей получить развернутое представление о персоне: ее месте в системе знаний с содержательной, ролевой характеристикой, оценкой продуктивности, степени творческой самостоятельности, динамикой изменения интересов и сферы деятельности, направленность исследований, принадлежности к научным школам, степень самооценки и оценки другими специалистами уровня работ, связи по соавторству и отклики на работы (или идей) по степени и характеру цитированию работ специалиста. Все это позволяет осуществлять мониторинг тематической направленности исследований и определять профессиональные и личностные характеристики конкретных специалистов.

Учет групп специалистов может вестись обобщенный (на уровне школ (лидеров), решаемых ими проблем и связей и достигнутых результатов (или заблуждений) и именной, когда ведется персональный учет всех членов группы, их роли, связей (контактабельности общей и междисциплинарной)) и воздействия на результативность совместных работ.

Изучение групп, как правило, позволяет выявлять наиболее значимые и дееспособные и результативные информационные ресурсы, определять "центры концентрации" (географические, региональные, организационные), обеспечивающие накопление некоторой критической массы исследователей, исследований, набора дисциплин, делающих возможность образования сплоченных, дееспособных и результативных групп и связей между ними при (для) решении конкретных проблем и задач.

Этим вопросам был посвящен глобальный проект ЮНЕСКО "Международное сравнительное исследований организаций и деятельности научных групп", начатый в конце 60-х годов, в котором принимал участие Добров Г.М.

Наиболее квалифицированный и обладающий присущим только ему информационным ресурсом персонал постепенно выделяется в группы консультантов и экспертов, привлекаемых для решения наиболее сложных и нетривиальных задач.

=



Содержание раздела