Информация является одним из важнейших
Информация является одним из важнейших средств достижения целей любого вида деятельности. От полноты икачества информации зависит степень реализации и результативность в достижении целей.
Объем и качество информации, используемой в процессе решения любых задач (научных, технических, управленческих и экономических) определяется:
Каждый из перечисленных факторов накладывает ограничения на реально доступную исполнителю информацию и, следовательно, изменяет информационную среду, в которой исполнитель реализует стоящие перед ним задачи. Информация, обеспечивающая наиболее эффективные решения (действия), как правило, недоступна.
Наиболее существенные ограничения на доступ к такой информации накладываются не режимными ограничениями, принимаемыми на государственном уровне, а на уровне непосредственного "владельца" информации (конкретного человека, группы лиц, организации).
Внедрение в нашей стране рыночных отношений является хорошей иллюстрацией этого положения. Хотя внешне процесс ужесточения доступа к информации и разрушения государственной системы научно-технической информации проходит под привлекательными лозунгами:
Недоступность промышленных секретов породила промышленный шпионаж, история которого исчисляется тысячелетиями, и, как предполагает Ж.Бержье, "промышленный шпионаж переживет военный шпионаж, если последний когда-либо исчезнет в результате действительного разоружения или сдачи всех видов оружия Организации Объединенных Наций." [Ж.Бержье. Промышленный шпионаж. -М.: Международные отношения, 1972, 176 с.(с.72)].
Одним из примеров длительности сохранения промышленной рецептуры, является тайна рецептуры напитка "Кока-кола", хранящаяся в секрете более века (с 1868 г). Ее знают только два человека [Ананьев М.А. Невидимый экспорт и международные отношения.-М.: Международные отношения, 1971,272 с.,(с.219)].
Это положение хорошо иллюстрируют реалии сегодняшнего дня. Одностороннее раскрытие со стороны республик, входивших в СССР, многих научных,
технических и технологических секретов (в том числе и военных) не ведет к подобным подвижкам со стороны "бывших противников".
Реальная степень доступности к информационным ресурсам во всех странах существенно ниже рекламируемой. Например, современными национальными системами массового обслуживания по данным на 1991 г в США могло пользоваться около 25% потребителей (высоко обеспеченные слои населения - 5%, и члены общества, обладающие свободными средствами) в то время как 75% рядовых граждан, как правило, не могут получить доступа к требуемой им информации [Мировой рынок информационных услуг: основные характеристики, цели и методы маркетинга./ Технология электронных коммуникаций, Т.12,-М.: Экотрендз, ЕКС, Электронные издания, 1991]
Поэтому, приступая к решению любой задачи, исполнитель должен исходить из принципа МИНИМАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ, и быть готовым к тому, что он будет принимать решения при отсутствии наиболее существенной и достоверной информации, обеспечивающей достижение поставленных им целей, т.е. действовать в условиях существенной информационной неопределенности.
Отсутствие информации определяется не только ее недоступностью, но и невозможностью получить требуемую информацию в данный момент из - за ВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ (или на достижение поставленной цели).
Неопределенность при принятии информационных решений неизбежна, но работать в режиме неопределенности можно и не просто работать, но и получать требуемые результаты.
Управление большими системами всегда ведется в условиях недостатка информации.
В исследованиях, проводившихся в США в 70-х годах, по разработке систем стратегического планирования указывалось, что модель подсистемы стратегического планирования полезна, если в среднем дает ответы на 20% и более вопросов, поступающих в систему.
С другой стороны, исследования, проводившиеся в рамках проекта "Хиндсайт" (1965 г.), показали, что на момент заключения контрактов на разработку новых образцов военной техники у разработчиков, как правило, имелось 50-80% надежной информации, обеспечивающей выполнение проектов. И оставшиеся 20-50% требуемой информации накапливалось (получалось) в процессе реализации проекта.
Это позволяет сделать предположение о том, что более-менее эффективные информационные решения требуют наличия не менее 20-50 процентов надежной (дееспособной) информации по решаемой проблеме.
Но, решая задачу
(проблему), недостаточно знать что-то. Всегда важно обнаружить и то, что нам неизвестно, чтобы сосредоточить на этом внимания. Это важный шаг, позволяющий обнаруживать пробелы в информации, необходимой для решения задач, стоящих перед исполнителем.
Восполнение пробелов в информации подразделяется на две различные группы информационных задач:
первая связана с восполнением информации существующей, но отсутствующей у конкретного пользователя по тем или иным причинам (условия доступа, режимные ограничения, отсутствие требуемых документальных источников, недостаточная профессиональная подготовка персонала, привлекаемого для решения задачи и т.п.;
вторая связана с полным отсутствием информации по проблеме (отсутствие требуемых научных знаний, методов решения, необходимых стандартных и справочных данных, материалов, аппаратуры и т.п.).
Если первая группа задач, как правило, решается за счет повышения уровня и качества информационного обслуживания, то вторая-требует проведения дополнительных исследований и разработок, связанных с получением новой информации.
В рамках второй группы задач решается и проблема выявления отсутствующих знаний, которую иногда определяют как "ЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ".
Примером реализации задачи по определению пределов современного уровня незнания является изданная в Англии "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НЕВЕДЕНИЯ". Она несет подзаголовок "Все, что вы хотите знать о непознанном" и является своего рода собранием вопросов, ответы на которые еще неизвестны человечеству. В отличие от привычных энциклопедий, предлагающих общепринятые, отстоявшиеся определения и неукоснительные факты, это издание рассказывает о том, что СОМНИТЕЛЬНО, ЗЫБКО, ЗАДЕРЖИВАЕТ ВЗГЛЯД НА ДВУСМЫСЛЕННОМ. [Сухотин А. Превратности научных идей. -М.: Молодая гвардия, 1991,-271 с.,(с.57)].
С другой стороны, в обращении находится значительный объем повторяющейся, несогласованной по методам получения и обработки, имеющей различные уровни достоверности и точности, а также заведомо ложной информации. Такая информация создает существенные, как правило, трудно преодолимые преграды при решении задач. Это определяется тем, что ложная, недостоверная информация, как правило, вводится в обращение под надежным прикрытием "ОБЩЕПРИЗНАННОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ", а любые отступления от канона (непризнания того, что всеми "признано") зачастую приводит к обвинению сомневающегося в "элементарной некомпетентности".
Поэтому существенным подспорьем при принятии информационных решений являются издания (пособия, указатели, обзоры и пр.), в которых приводится обобщенная информация о недостоверности и устаревании тех или иных сведений:
Кроме этого НЕОБХОДИМО ВСЕГДА ПОМНИТЬ, что сам факт наличия всей (основной, наиболее важной и достоверной и т.п.) информации, есть необходимое, но недостаточное условие для принятия эффективных решений.Ибо человек, принимающий решения, действует исходя из определенных внутренних установок, свойственных только ему. Он не свободен от субъективности в ОЦЕНКЕ имеющейся в его распоряжении информации.
Одна та же информация может интерпретироваться различно в зависимости от принятых подходов, гипотез и теорий.
На это обращал внимание еще академик Павлов И.П.: "Все наши законы всегда более или менее условны и имеют значение только ДЛЯ ДАННОГО ВРЕМЕНИ, в УСЛОВИЯХ данной методики, в ПРЕДЕЛАХ наличного материала." [Павлов И.П. Полн.собр. трудов. Т.3, -М.-Л.:1949.стр.169.]
Поэтому, принимая любое информационное решение НЕОБХОДИМО ЗАНОВО ОЦЕНИВАТЬ информацию с точки зрения тех задач (целей), которые решаются в данный момент, исходя из конкретных условий этого момента.